Графические форматы (Часть1)
Miri Veran   27.03.13, 18:01

С появлением цифровой фотографии и развитием цифровых технологий постобработка фотографий стала явлением массовым, и теперь любой человек может корректировать свои снимки, исправляя, допущенные при съемке ошибки, с целью добиться максимальной реалистичности фотографии, или создавая совершенно нереальные сюжеты, о вкусах, как говорится, не спорят. Разработчиками было выпущено множество программ, предоставляющих возможности редактирования фотографий, самым мощным из которых на сегодняшний день остается Adobe Photoshop.

Но прежде чем начать что-то корректировать, нужно выяснить: с чем именно нам придется работать, и что именно мы будем корректировать.
Сейчас все подумали про фотографии. А вот и нет! То, что мы, по привычке, называем «фотографиями», на самом деле является файлами графического формата.

Немного о графических форматах:

Любая информация, хранящаяся в файле, - это последовательность байт. Способ записи информации с помощью последовательности байт и называют форматом файла. То есть, графический формат - это способ записи графической информации.

Графические форматы различаются по виду хранимых данных (растровая, векторная и смешанная формы), по допустимому объему данных, параметрам изображения, хранению палитры, методике сжатия, по способам организации файла, структуре файла и т.д.

Растровый формат, с которым мы познакомимся подробнее, характеризуется тем, что все изображение по вертикали и горизонтали разбивается на достаточно мелкие прямоугольники - так называемые элементы изображения, или пикселы (от английского pixel - picture element).
В файле, содержащем растровую графику, хранится информация о цвете каждого пиксела данного изображения. Чем большее количество пикселей приходится на занимаемую площадь, тем больше разрешение (resolution), то есть, тем более мелкие детали можно закодировать в таком графическом файле. Обычно задается количество пикселей на один дюйм (англ. pixels per inch), для подготовки файла в печать – количество точек на дюйм dpi (англ. dots per inch).
Размер (size) изображения, хранящегося в файле, задается в виде числа пикселов по горизонтали (width) и вертикали (height). Для примера, оптимальное разрешение 15-дюймового монитора, как правило, составляет 1024x768.
Что бы лучше это понять, возьмем, для примера смайлик с сайта pitomec.ru. (его вид всем знаком)
Вот он: , его размеры: ширина – 21 пикс., высота – 25 пикс. и разрешение 72 пикс/дюйм. (почему не моргает потом скажу ).

А теперь посмотрим на него в увеличенном виде:

Квадратики, на который поделен наш увеличенный смайлик, соответствуют пикселам на маленькой картинке, правильнее, наверное, сказать, что так выглядели бы пиксели, если бы наш глаз мог их различить.

Глубина цвета — термин означающий объём памяти в количестве бит (bit), то есть элементарных единиц информации, с которыми может иметь дело компьютер, используемых для хранения и представления цвета при кодировании одного пикселя растровой графики.

Каждый бит может принимать два значения - 1 или 0. В зависимости от того, сколько бит отведено для цвета каждого пиксела, возможно кодирование различного числа цветов. Если для кодировки отвести лишь один бит, то каждый пиксел может быть либо белым (значение 1), либо черным (значение 0). Такое изображение называют монохромным (monochrome). Если для кодировки отвести четыре бита, то можно закодировать 16 различных цветов, отвечающих комбинациям бит от 0000 до 1111. Если отвести 8 бит - то такой рисунок может содержать 256 различных цветов (от 00000000 до 11111111), 16 бит - 65 536 различных цветов (так называемый High Color). И, наконец, если отвести 24 бита, то потенциально рисунок может содержать 16 777 216 различных цветов и оттенков - вполне достаточно даже для самого взыскательного художника! В последнем случае кодировка называется 24-bit True Color. Следует обратить внимание на слово "потенциально": даже если в файле и отводится 24 бита на каждый пиксел, это еще не означает, что вы действительно сможете насладиться такой богатой палитрой - ведь технические возможности мониторов ограничены.

Способ разделения цвета на составляющие компоненты называется Цветовой моделью.

RGB, CMYK, grayscale, HSB, HLS, LAB – это все цветовые модели графических форматов.

Мы рассмотрим только цветовую модель RGB, так как работать будем только с ней. Более подробно о других цветовых моделях.

Цветовая модель RGB

На принципе такого деления света основана передача цвета в цветном телевизоре или в мониторе компьютера. Если говорить очень-очень грубо, то экран монитора, состоит из огромного количества точек (их количество по вертикали и горизонтали определяет разрешение монитора), и в каждую эту точку светят по три "лампочки": красная, зеленая и синяя. Каждая "лампочка" может светить с разной яркостью, а может не светить вовсе. Если светит только синяя "лампочка" - мы видим синюю точку. Если только красная - мы видим красную точку. Аналогично и с зеленой. Если все лампочки светят с полной яркостью в одну точку, то эта точка получается белой, так как все градации этого белого опять собираются вместе. Если ни одна лампочка не светит, то точка кажется нам черной. Так как черный цвет - это отсутствие света. Сочетая цвета этих "лампочек", светящихся с различной яркостью можно получать различные цвета и оттенки.

Яркость каждой такой лампочки определяется интенсивностью (делением) от 0 (выключенная "лампочка") до 255 ("лампочка", светящая с полной "силой"). Такое деление цветов называется цветовой моделью RGB от первых букв слов "RED" "GREEN" "BLUE" (красный, зеленый, синий).

Таким образом, белый цвет нашей точки в цветовой модели RGB можно записать в следующем виде:
R (от слова "red", красный) - 255
G (от слова "green", зеленый) - 255
B (от слова "blue", синий) - 255

"Насыщенный" красный будет выглядеть так:
R - 255
G - 0
B - 0

Чёрный:
R - 0
G - 0
B - 0

Желтый цвет будет иметь следующий вид:
R - 255
G - 255
B - 0

Так же, для записи цвета в rgb, используют шестнадцатеричную систему. Показали интенсивности записывают по порядку #RGB:

Белый - #ffffff

Красный - #ff0000

Черный - #00000

Желтый - #ffff00

Итак, в первой части мы познакомились с такими понятиями как «размер изображения», «разрешение», «глубина цвета» и «цветовая модель». Во второй части мы рассмотрим некоторые из основных растровых форматов.

В статье использованы материалы с сайтов:

web-design-courses.narod.ru
marklv.narod.ru
yellow-elephant.ru


Назад к блогу

Поделитесь с друзьями


Показать комментарии (1) Написать комментарий

x